пятница, 25 августа 2017 г.

Историко-материалистическое объяснение первообраза креста



Мы привыкли к изображению креста, а многие носят этот символический предмет на шее. На что указывает крест в целом?
Крест считается прежде всего символом христианства, веры в Бога, смирения, готовности к мученичеству во имя Иисуса Христа. Однако изображение креста отмечается во всех дохристианских культурах, поэтому правы те, кто считает крест одним из древнейших всечеловеческих символов.
Как писала Е. П. Блаватская в своей известной «Тайной доктрине», «крест может быть отнесён в самую глубь неисчислимых архаических времён». Учёные пытаются определить единый архетип (первообраз) креста.
Историко-материалистическая версия. Как считает белорусский учёный И. В. Морозова, пересечение линий, представляющих собой крест, может указывать на то, что это изображение изначально было путевым знаком, условным обозначением различных перепутий. Об этом же косвенно свидетельствует и слово перекрёсток – «место пересечения дорог, улиц».

Основой всякой осознанной деятельности является целенаправленное перемещение в пространстве. Для фиксации проложенных и проверенных путей к источникам пищи, воды, сырья, местам скопления определённых животных и птиц первобытному человеку необходимы были условные знаки.
Возможно, самым первым знаком, который обозначал путь, был обычный след – отпечаток человеческой ноги.
Интерес в этой связи вызывает этимологическая семантика следующих слов: поступок – буквально «оставленные метки в виде ступни»; следовать – буквально «идти по следам», последствия – буквально «то, что произошло после оставленных кем-то следов».
В дальнейшем в качестве дорожных отметок стали использоваться зарубки на деревьях, надломанные ветки, брошенные в определённой последовательности камни. По таким знакам можно было отыскать обратный путь или вновь отправиться в дорогу.
[с. 166] Одновременно (или несколько позже?) появились и условные начертательные знаки, среди которых был крест, указывавший на перекрёсток, перепутье, развилку дорог.
На каком-то отрезке истории часть первоначальных начертательных знаков для обозначения путей и дорог эволюционировала в буквенные и цифровые системы [Пересказ по книге: И. В. Морозов. Таинственным путём Гермеса. – Минск: Университетское, 1994].

Пересечения путей (перекрёстки, перепутья) были наиболее важными ориентирами первобытных маршрутов, предполагавшими выбор пути. Не с этим ли связано возникновение выражения быть на перепутье в значении «находиться в нерешительности перед необходимостью выбора чего-нибудь»?
С освоением местности нашими предками связано и возникновение выражения перейти дорогу («помешать кому-нибудь», «опередить в каком-нибудь деле»).
Крест как путевой знак мог означать «конец маршрута». Отсюда – выражение поставить крест (на ком-либо или на чём-либо) в значении «считать конченным, более не существующим, безнадёжно утраченным».
В некоторых случаях перекрёстки указывали на тупики и опасные места с возможными засадами. Не случайным поэтому представляется и символический жест, выражаемый словом перекреститься. Уже с древнейших времён он мог использоваться как оберег от всякого негативного воздействия именно на перепутьях и перекрёстках.


Идея выбора, которой наделён крест как символический знак, перекликается с идеей свободы воли, данной человеку на его жизненном пути.
Ситуация выбора, связанная со свободой воли, образно представлена в волшебных сказках. Герой стоит у камня на развилке дорог и принимает решение, по какой дороге двигаться дальше, а по сути – какой жизненный путь выбрать: заманчивый и лёгкий или полный испытаний, но дающий богатый опыт, ведущий к просветлению сознания и души, то есть путь самосовершенствования.
Философ Николай Бердяев писал: «Само состояние выбора может давать человеку чувство угнетённости, нерешительности, даже несвободы. Освобождение наступает, когда выбор сделан…»
Выбор влияет на все стороны нашей жизни. В ситуации выбора важно прислушаться к своему внутреннему голосу, представляющему собой не что иное, как подсказку ангела-хранителя, и довериться ему.
 [с. 167] Не случайно небесные покровители людей, обладающие безошибочным опытом выбора, поиска пути к истине, отмечались крестом во всех этнических культурах.

На наш взгляд, действительные перемещения в пространстве наших далёких предков, скорее всего, являлись лишь одной из возможных причин распространения креста в разных этнических культурах. У креста как символа могло быть несколько первообразов (архетипов), и некоторые из них сложились не только с учётом земных реалий.
Источник: Язык символов // Рогалев, А. Ф. Эзотерический мир и язык // А. Ф. Рогалев – Гомель: Барк, 2011. – 424 с. (С. 155–184). Ссылка в соответствии с действующим законодательством обязательна.

Комментариев нет:

Отправить комментарий